Утилизационный сбор: за или против?
10 марта 2016
Вступивший в силу в начале 2016 года, закон об обязательном утилизационном сборе на спецтехнику, самоходные машины и прицепы не стал ни для кого неожиданностью, но, несмотря на это, резко всколыхнул общественность, в особенности производителей и покупателей спецтехники. В стороне не остались как крупные заводы изготовители, например, ЧТЗ Уралтрак, так и небольшие компании.
Неужели в случае закона о сборе на утиль снова сработает знаменитое правило «хотели, как лучше, а получилось как всегда»?
Утилизационный сбор: спасительный круг, или якорь?
Для начала вкратце напомним о сути закона и о целях, которые он официально преследует.
Постановление правительства РФ вышло 6 февраля 2016 года, в силу закон вступил незамедлительно. Утилизационным сбором с того дня облагаются самоходные машины, спецтехника, прицепы, а также снегоходы, квадроциклы и мотовездеходы, произведенные как в России, так и за рубежом. Только в случае с отечественной техникой налог уплачивает производитель, а с иностранной – импортер. Сумма, которой облагается тот или иной вид техники, высчитывается, исходя из мощностей машины и ее возраста. Чем старше техника и чем она мощней – тем больше придется заплатить.
Изначальной и официальной целью сборов была поддержка тенденции импортозамещения. Помимо этого правительство хотело добиться обновления отечественных парков спецтехники, прекращения поставок из-за рубежа б/у техники, а также поддержки нашего, российского производителя. Что же получилось в итоге?
Как оказалось, в законе были свои бреши, которые так и не смогло качественно и эффективно заделать правительство российской Федерации. Обязательная к уплате, «энная» сумма, которая легла на плечи отечественных заводов-изготовителей, в итоге, как не трудно догадаться, была разбросана в финальную, то есть розничную стоимость спецтехники. И так выходит, что этот налоговый сбор все равно в итоге оказался заметно ощутимым для конечного покупателя.
Итогом всей этой неразберихи, которая затянулась вот уже на два месяца, стало приостановление поставок спецтехники и рабочего оборудования отечественными производителями для заказчиков. Как отмечают представители некоторых предприятий, они предпочитают дождаться решения вопросов, вставших перед ними и их заказчиками с ведением сбора, а потом уже возобновить поставки по реальным, а не завышенным ценам. Справедливости ради стоит отметить, что одним из пострадавших отечественных заказчиков спецтехники стал «Росагролизинг».
О том, как будет развиваться ситуация с этим законом в дальнейшем – пока неизвестно.